Удивительная история ЗИЛ-130

Удивительная история ЗИЛ-130

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 стал самой массовой моделью в СССР и продержался на конвейере в Москве вплоть до 1994 г. Дизайн кабины и конструкция двигателя несут на себе влияние американской школы – ЗИЛ-130 создавался с оглядкой на модели из США, хотя и не является прямой копией какого-либо заокеанского грузовика.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Первые шаги

Разработка будущего ЗИЛ-130 началась в начале 1953 г., проект получил название ЗИС-125. Главным конструктором назначили А.М. Кригера, а ведущим конструктором проекта стал Г.А. Феста. К концу 1953 г. был готов первый прототип, построенный на базе серийного грузовика ЗИС-150, но имевший ряд новых агрегатов и укороченную колесную базу. Грузоподъемность составляла 4 тонны по проекту, т.е. соответствовала ЗИС-150. Существовало несколько поисковых вариантов дизайна автомобиля, в которых явно просматривалось влияние американской школы – панорамное стекло, общее оформление передка и массивные крылья. 

Эпопея с двигателем

На прототипе использовался нижнеклапанный двигатель ЗИС-120 разработки 30-х гг., который не имел потенциала для развития. К середине 50-х гг. завод ЗИС сменил название на ЗИЛ, а проект ЗИС-125 переименовали в ЗИЛ-130. В качестве замены старому двигателю предлагался мотор на базе экспериментальной модели ЗИС-Э113А с V-образным 6-цилиндровым блоком. При объеме 5,2 л двигатель должен был развить около 135 сил, в качестве топлива использовался бензин А-70.

Но уже на стадии испытаний выяснилось, что двигатель ЗИЛ-Э130 не способен выдать заявленные характеристики. В результате были построены моторы ЗИЛ-1Э130 и ЗИЛ-4Э130 с алюминиевыми головками и иными фазами газораспределения, а также рядом доработок. Двигатели ставились на предсерийные грузовики выпуска конца 1956 г., в ходе испытаний V-образные «шестерки» до ума довести так и не удалось.

Параллельно пытались модернизировать ЗИС-120 за счет перехода на верхнеклапанную схему газораспределения. Модернизированный двигатель получил обозначение ЗИЛ-120ВК и развивал около 130 сил – такой агрегат установили на опытный образец ЗИЛ-130Л в конце лета 1957 г. Но в ходе испытаний выяснилось, что двигатель не соответствует требованиям и не имеет потенциала развития, хотя попытки довести верхнеклапанный вариант рядной «шестерки» продолжались до 1960 г. 

После пересмотра требований к новому грузовику и повышения грузоподъемности до 4,5 т изменились требования к мощности мотора. На основе 6-цилиндрового двигателя была создана модель с дополнительными двумя цилиндрами, получившая обозначение ЗИЛ-3Э130 и развившая около 151 силы. Этот мотор по результатам испытаний доработали, доведя объем до 5996 см³. Именно эта модель и стала использоваться на серийном ЗИЛ-130.
В конце 50-х гг. мощность около 150 сил сочли избыточной для 4,5-тонного грузовика, поэтому в качестве альтернативы рассматривалась возможность установки двигателя ЗМЗ-41. Мотор имел V-образное расположение 8 цилиндров и развивал около 138 сил при объеме 5526 см³. Двигатель не выпускался серийно, поэтому в серию пошли автомобили с двигателем ЗИЛ-130, который считался временным решением.

Особенности конструкции

Конструкция ЗИЛ-130 не содержала оригинальных решений и соответствовала времени. В коробке передач не предусматривалась повышающая передача, но все скорости переднего хода кроме первой имели синхронизаторы. Задний мост имел сварную конструкцию, главная передача была двухступенчатой. Для установки на седельные тягачи был создан свой мост с двумя скоростями, т.е. фактически трансмиссия становилась 10-ступенчатой. 

Параллельно пытались модернизировать ЗИС-120 за счет перехода на верхнеклапанную схему газораспределения. Модернизированный двигатель получил обозначение ЗИЛ-120ВК и развивал около 130 сил – такой агрегат установили на опытный образец ЗИЛ-130Л в конце лета 1957 г. Но в ходе испытаний выяснилось, что двигатель не соответствует требованиям и не имеет потенциала развития, хотя попытки довести верхнеклапанный вариант рядной «шестерки» продолжались до 1960 г. 

После пересмотра требований к новому грузовику и повышения грузоподъемности до 4,5 т изменились требования к мощности мотора. На основе 6-цилиндрового двигателя была создана модель с дополнительными двумя цилиндрами, получившая обозначение ЗИЛ-3Э130 и развившая около 151 силы. Этот мотор по результатам испытаний доработали, доведя объем до 5996 см³. Именно эта модель и стала использоваться на серийном ЗИЛ-130.

В конце 50-х гг. мощность около 150 сил сочли избыточной для 4,5-тонного грузовика, поэтому в качестве альтернативы рассматривалась возможность установки двигателя ЗМЗ-41. Мотор имел V-образное расположение 8 цилиндров и развивал около 138 сил при объеме 5526 см³. Двигатель не выпускался серийно, поэтому в серию пошли автомобили с двигателем ЗИЛ-130, который считался временным решением.

Особенности конструкции

Конструкция ЗИЛ-130 не содержала оригинальных решений и соответствовала времени. В коробке передач не предусматривалась повышающая передача, но все скорости переднего хода кроме первой имели синхронизаторы. Задний мост имел сварную конструкцию, главная передача была двухступенчатой. Для установки на седельные тягачи был создан свой мост с двумя скоростями, т.е. фактически трансмиссия становилась 10-ступенчатой. 

Модернизации

Грузовики ЗИЛ-130 претерпели три крупных модернизации – в 1966, 1977 и 1984 гг. С начала 1966 г. в конструкцию автомобиля вносились изменения, позволившие повысить ресурс до капитального ремонта и довести грузоподъемность до 5000 кг. Двигатель с 1966 г. стал развивать 150 сил в номинальном режиме при 3100 об/мин, а при 3600 об/мин мощность составляла 170 сил. Модернизированная модель выпускалась с июня 1966 г. под обозначением ЗИЛ-130-66.

Завод ежемесячно вносил изменения в конструкцию грузовика, повышая прочность деталей. В результате к весне 1977 удалось довести грузоподъемность до 6000 кг, а ресурс до капитального ремонта увеличить с 200 до 300 тыс. км. Автомобили получили обозначение ЗИЛ-130-76 и постепенно вытеснили с конвейера предыдущую модификацию.

Базовая модель с января 1986 г. стала называться ЗИЛ-431410 вместо привычной аббревиатуры ЗИЛ-130. Завод продолжил вносить изменения в конструкцию, но уже не столь интенсивно. К концу 1994 г. спрос на машины стал катастрофически низким и было принято решение о снятии линейки с производства. Выпуск ЗИЛ-431410 и модификаций продолжился на Уральском автомоторном заводе, последние автомобили собрали в 2010 г. 

Заключение

На момент начала серийного производства ЗИЛ-130 был достаточно современным автомобилем. Основной проблемой был бензиновый двигатель, многочисленные попытки перевести грузовик на дизель закончились провалом. Высокий расход бензина никого не беспокоил в эпоху плановой экономики, но после распада СССР спрос на ЗИЛ-130/431410 резко снизился, что в итоге и послужило причиной завершения производства.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?