Автомобиль ВАЗ-2103 создавался в рамках программы развития Волжского автозавода, предусматривавшей ежегодный вывод на рынок новой модели. Машина представляет собой улучшенный вариант «копейки»
ВАЗ-2101 с другим двигателем и измененным оформлением салона и кузова. Автомобиль выпускался до 1984 г., в настоящее время ценятся экземпляры первых лет выпуска, имеющие ряд внешних отличий.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Рождение
В рамках подписанного договора с
FIAT предусматривалось создание базовых седана и универсала, получивших в СССР обозначения ВАЗ-2101 и 2102 соответственно. Также был запланирован выпуск улучшенного седана, который должен был базироваться на основе модели FIAT-125. Заводу ВАЗ удалось добиться изменения планов – все автомобили из Тольятти были построены на единой платформе. Утопленные дверные ручки пришли на 2101 и 2102 именно от «люксовой» модели в рамках максимальной унификации.
На корректировку планов во много повлияла начавшаяся во второй половине 60-х гг. разработка «люксового» варианта FIAT-124S. В результате унификация ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 достигала 80%, но внешне модели были весьма разными, хотя и имели схожий силуэт из-за одинакового силового каркаса кузова. Одновременно ВАЗ-2103 и FIAT-124S имеют много общих дизайнерских решений, поскольку разработка отечественной модели велась в тесном партнерстве с итальянцами.
Старт производства
Сборка ВАЗ-2103 началась в 1972 г., опытные образцы были изготовлены еще в конце 60-х гг. Первые 1000 экземпляров комплектовались салоном от «единички» и разошлись среди работников завода ВАЗ. Эти машины являются наиболее ценными, поскольку сохранились единичные экземпляры. Полноценные автомобили стали сходить с конвейера ближе к концу 1972 г., розничная цена машин составляла 7500 руб. – модель заняла нишу между базовой 2101 и ГАЗ-24, которая относилась к среднему классу.
Развитие
Вплоть до середины 1973 г. автомобили имели переднюю панель кузова без прорезей в нижней части, всего было выпущено около 24 тыс. таких машин. Из-за проблем с охлаждением радиатора с середины 1973 г. ввели панель с решеткой, получившей обиходное название «терка». Машины с первых двух лет выпуска встречаются на дорогах и вторичном рынке достаточно редко. Такая конструкция продержалась до середины 1975 г., после чего стала использоваться панель с двумя горизонтальными окнами, унифицированная с ВАЗ-2106.
В последнем виде машина выпускалась до первых чисел января 1984 г., хотя объемы производства неуклонно снижались. Всего завод отгрузил заказчикам чуть больше 1,3 млн экземпляров ВАЗ-2103. Одновременно с седаном создавался и универсал, который должен был получить обозначение ВАЗ-2104. От производства такой машины отказались, хотя само обозначение было задействовано спустя 10 лет для универсала на базе седанов ВАЗ-2105/2107.
Особенности
Несмотря на большой процент унификации с 2101, на «люксовой» модели был ряд оригинальных и технологически сложных деталей. На машинах первых партий ставилась задняя оптика из Италии, освоенные в СССР рассеиватели имеют ряд отличий от итальянских. Фары головного света вплоть до 1976 г. поставлялись из ГДР, а затем производство освоили и в СССР. Автомобиль стал первой советской легковой машиной, получившей в качестве серийного оборудования тахометр.
Еще одной отличительной чертой ВАЗ-2103 стали радиальные шины ИЯ-170, отличавшиеся увеличенной шириной протектора от покрышек для стандартных моделей ВАЗ и выдерживавшие длительное движение с высокой скоростью. Новинкой для советских покупателей стал электрический омыватель ветрового стекла с управлением кнопкой, расположенной на полу кузова. В тормозной системе появился вакуумный усилитель, а задние барабанные механизмы оснастили автоматическим регулятором зазора.
Двигатели
Изначально на 2103 ставился только 1,5-литровый двигатель с 4-ступенчатой коробкой. В 1975 г. была выпущена мелкая партия машин с новейшим на тот момент двигателем от перспективной модели 2106, отличавшимся увеличенным до 1,6 л рабочим объемом. Также выпускались машины с двигателями объемом 1,3 и 1,2 л – последняя модель была ориентирована на экспорт, хотя часть автомобилей была реализована в СССР. Часть машин, реализованных в странах Западной Европы, переоснащалась дилерами – вместо механической коробки ставилась АКПП General Motors 3L30 с тремя передачами, менялся карбюратор и ряд других мелких деталей.
Спорт
Спортивные достижения 2103 сложно назвать выдающимися, хотя автомобиль периодически добивался успеха. Первый неплохой результат был получен уже в 1974 г. на ралли «1000 Озер» на территории Финляндии – советский экипаж стал первым в классе автомобилей с двигателем объемом до 1600 см³. Через год ВАЗ-2103 снова одержал победу, но уже с другим экипажем. На международной арене лучшим результатом стало 6 место в 1976 г. на ралли «Акрополис», что на некоторое время хорошо повлияло на продажи автомобиля на греческом рынке.
Заключение
Появление ВАЗ-2103 на советском автомобильном рынке стало сенсацией. Машина отличалась неплохой по тем временам динамикой и была комфортнее стандартных моделей ВАЗ. По состоянию на 2024 г. автомобили периодически встречаются на дорогах общего пользования, но чаще являются предметами коллекционирования или машинами выходного дня.