Почему горит лампочка ABS: причины и как исправить

Почему горит лампочка ABS: причины и как исправить

Советы 23.01.25
Большинство автомобилей выпуска после 2000 г. оснащено системой ABS, позволяющей сохранить возможность маневрирования при торможении и сократить тормозной путь. В состав системы входит контрольная лампа, включающаяся при наличии ошибок по ABS. Постоянно горящая лампа указывает на проблемы с ABS и необходимость ремонта системы.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


Укрупненно система ABS состоит из гидравлического блока с электронным управлением и датчиков вращения для каждого колеса. В случае приближения блокировки колеса система регулирует давление жидкости в контуре, восстанавливая вращение колеса. При работе ABS водитель чувствует на педали тормоза характерную вибрацию. На базе ABS созданы системы стабилизации и противодействия пробуксовке ведущих колес, повышающие безопасность эксплуатации автомобиля. Электронный контроллер ABS поддерживает диагностику, в случае ошибок в щитке приборов включается контрольная лампа оранжевого цвета, система может не работать.

Случайное срабатывание


Лампа может сработать после пуска двигателя и включения передачи на автомобиле со снятыми ведущими колесами. Процедура используется водителями для проточки тормозных дисков или барабанов на автомобиле. Причиной ошибки является разный сигнал от датчиков – одно колесо вращается, а остальные стоят на месте. После установки на место колес и пуска двигателя в щитке горит лампа ошибки, которая гаснет после короткой поездки или резкого нажатия на педаль тормоза до срабатывания ABS.

Неисправность датчика


Датчик вращения находится в колесной ступице и работает в достаточно жестких условиях. На автомобилях встречаются отдельные датчики, считывающие показания по вращающемуся стальному диску, и интегрированные в ступицу с магнитным кольцом. Второй тип датчиков надежнее и применяется на большинстве современных автомобилей. Интеграция датчика приводит к увеличению стоимости ступицы, которая зачастую делается неразборной.

Отдельно стоящий датчик может неправильно работать из-за поломки или загрязнения задающего диска, на котором оседает дорожная грязь и реагенты.
Оба типа датчиков подключены к блоку ABS жгутами проводки, которая может со временем переломиться из-за вибраций. Нередко контакт пропадает из-за грязи, попавшей в разъемы. В памяти блока записываются ошибки по датчикам, что позволяет легко определить неисправность.

На ряде премиальных машин при записи ошибки и включении лампы ABS на экран бортового компьютера выводится надпись, разъясняющая причину отказа антиблокировочной системы. Отмечены случаи, когда лампа ABS включается из-за падения давления в одном из колес или установки шины с другой размерностью либо высоким рисунком протектора – причиной является слишком большая разница в числе оборотов, определяемая датчиками.


Поломка блока


Гидроблок ABS устанавливается под капотом автомобиля достаточно близко к главному тормозному цилиндру. Внутри гидроблока установлен электрический насос, обеспечивающий изменение давления в контурах при срабатывании системы. Блок объединен с контроллером, подключенным к бортовой сети жгутом проводки. Соответственно, включение лампы ABS может быть связанным с электрической неисправностью блока антиблокировочной системы. Ремонт модуля не практикуется, надежнее приобрести заведомо исправный блок на разборке. При поиске детали нужно учитывать ее каталожный номер. Использование блока с отличающейся версией программного обеспечения или «железа» практически всегда требует модернизации электроники автомобиля.

Помимо поломки блока нельзя исключать плохой контакт в проводах питания. После пуска двигателя лампа гаснет, а затем включается на ходу. Нужно внимательно проверить состояние проводки, ошибка может появляться и при коротком замыкании. Сразу снимать и приговаривать блок ABS не следует.


Диагностика


Простейший способ диагностики – подключение сканера и считывание ошибок. В кустарных условиях начальный этап тестирования заключается в выезде на пустой участок дороги с сухим покрытием и резком торможении со скорости 40-60 км/ч. При исправной ABS водитель почувствует вибрацию на педали тормоза, а колеса не будут блокироваться (на асфальте не должно остаться сплошного следа от скользящих шин). Иногда резкое торможение позволяет восстановить нормальную работу ABS – лампа гаснет.

Электроника и электрический привод насоса блока ABS подключены к бортовой сети через достаточно мощные предохранители. Количество, номинал и расположение вставок зависят от модели автомобиля, чаще всего предохранители расположены в подкапотном пространстве. Нужно найти плавкие вставки по маркировке на схемах и убедиться в их целостности, а также в отсутствии окислов на контактах.

Если есть сомнения в исправности разъема на блоке ABS, то нужно отключить аккумулятор от бортовой сети автомобиля, а затем аккуратно отстегать штекер от модуля ABS. На контактах не допускаются следы влаги или окисления. Если на металлических контактах есть следы коррозии, то их придется смывать. В ряде случаев контакты отгнивают, в такой ситуации их меняют (своими силами или в условиях сервиса).

Для проверки проводки датчиков придется поочередно снимать колеса и осматривать изоляцию проводов. Иногда найти место дефекта визуально невозможно – провод может переломиться внутри изоляции. По этой причине нужно искать неисправность компьютерной диагностикой, а не заниматься гаданием и перебирать все компоненты системы ABS. Отдельный датчик можно снять для чистки посадочного гнезда, интегрированный в ступицу датчик является необслуживаемым. С другой стороны, иногда при осмотре задающего диска обнаруживается причина сбоя – попавшая на диск стружка от тормозов способна создать помехи при работе датчика.

Если осмотр системы не позволил найти неисправные элементы, то можно попробовать отключить батарею на 30-40 минут. Иногда такой способ позволяет сбросить ошибки, носящие случайный характер. На большинстве машин используются блоки управления с энергонезависимой памятью, сведения об ошибках сохраняются вне зависимости от подачи внешнего питания.


Заключение


Кратковременное срабатывание лампы ABS при включении зажигания является нормой, блок управления опрашивает компоненты системы, а после пуска двигателя лампа гаснет. Если индикатор продолжает гореть, то необходимо провести компьютерную диагностику системы. При отсутствии сканера можно последовательно проверить все компоненты ABS, пытаясь найти неисправный элемент.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?