Чаще всего реализацией
подержанных автомобилей занимаются физические лица – перекупы или собственники. Перед покупкой требуется проверка технического состояния машины, не менее важно убедиться в отсутствии юридических проблем. При подборе нужно быть внимательным, в противном случае можно стать владельцем проблемного автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Документы
На начальном этапе осмотра сверяют документы – информация в СТС и ПТС должна быть идентичной. Если на машину оформлен бумажный ПТС и предъявляется дубликат, то нужно выяснить причину его выдачи. Для автомобилей с большим числом владельцев дубликат будет нормой, если по базам числится 2-3 собственника, то нужно быть осторожным – машина может оказаться в залоге. Электронный ПТС нужно выгрузить самому и убедиться в завершении оформления документа – в противном случае можно стать собственником автомобиля с неоплаченным утилизационным сбором. Бумажный ПТС нужно проверить на подлинность, что является непростой задачей для рядового человека.
Личность продавца
Если продавец не вписан в ПТС, то при последующей постановке на учет могут быть проблемы. Основная – снятие автомобиля с регистрации первым собственником, который выждал оговоренное с перекупом время, а затем аннулировал учет (чтобы не платить налоги и возможные штрафы). Соответственно, перекуп будет предлагать подписать договор купли-продажи от лица первого собственника либо заключить договор от своего имени, но с указанием минимальной суммы сделки. Любой договор должен содержать ту сумму, которая была передана при покупке. Именно эта сумма и будет учитываться судом в случае возникновения каких-либо сложностей.
Ограничения на регистрацию
Автомобиль нужно проверить по общедоступным базам и убедиться в отсутствии ограничений на регистрацию. Также есть смысл убедиться в отсутствии задолженностей у продавца через сайт приставов. Обязательна проверка автомобиля на залог через сайт ФНП. Все эти манипуляции не дают полной защиты от покупки проблемного автомобиля, хотя и позволяют минимизировать риски.
Маркировочные таблички
На каждом автомобиле наносится VIN на кузове, который дублируется на этикетке на стойке кузова и бирке под ветровым стеклом. Определить подлинность маркировочных табличек способен только эксперт – нужно знать особенности шрифтов в зависимости от моделей. Простейший способ проверки – использование ультрафиолетового фонаря, позволяющего понять переклейку этикетки на стойке. В случае повторной установки по периметру этикетки остается ореол от клея, отлично видимый под ультрафиолетовым светом. При осмотре VIN на кузове должна насторожить явная вторичная окраска маркируемой панели.
Иногда недобросовестные продавцы используют метод подмены VIN. При первичном диалоге покупатель получает VIN от автомобиля той же модели и марки, находящегося в исправном состоянии и не имеющего юридических проблем. Расчет идет на невнимательность покупателя, который не станет сравнивать проверявшийся по базам VIN с фактическим идентификатором машины. В результате покупатель приобретет автомобиль после серьезного ДТП либо имеющий проблемы – ограничение на регистрацию, залог. В самом плохом варианте можно приобрести криминальный автомобиль, легализованный на скорую руку под первые попавшиеся документы.
Следы ДТП на кузове
После 2015 г. все зарегистрированные аварии попадают в историю автомобиля и показываются на сайте ГАИ. Если авария не оформлялась или регистрировалась участковым (нормальное явление при страховке КАСКО), то сведений в базах не будет. Беглый осмотр автомобиля позволяет найти следы сильных ДТП, на мелкие дефекты при подборе подержанной машины можно закрыть глаза. Царапины и вмятины неизбежны при эксплуатации и могут появиться через 1-2 дня после покупки нового автомобиля.
Уже при первичном осмотре можно заметить признаки проблем – неравномерные зазоры, разный уровень поверхностей, разброс по тональности и структуре краски. Прибор для проверки толщины слоя эмали будет неплохим подспорьем – простой вторичный окрас не проблема, наличие толстого слоя шпаклевки говорит о качестве ремонта и тяжести повреждений.
Для дальнейшей проверки нужно открыть капот и осмотреть герметик на сварных швах и болты крепления передних крыльев и капота. Кривой и неравномерный слой герметика указывает на потенциальные проблемы, в этом случае нужно внимательно осмотреть лонжероны и брызговики. Полностью устранить заломы металла после сильного ДТП невозможно. Также есть смысл оценить внешний вид лакокрасочного покрытия под капотом – эмаль на заводе наносится тонким слоем и не покрывается лаком.
Затем есть смысл открыть багажник и осмотреть нишу запасного колеса, которая страдает при сильном ударе и редко меняется при бюджетном ремонте. Оклейка ниши и пола багажника листами шумоизоляции – тревожный симптом, есть смысл досконального осмотра задней части кузова, в том числе и на подъемнике. Также нужно аккуратно отогнуть и осмотреть боковины кузова под обшивками багажника, оценить равномерность полос герметика и точек сварки на желобках для стока воды.
Проверить кузов на ремонт после бокового удара можно по сварным точкам в проемах, для этого требуется снятие уплотнителей. Если продавец против такой манипуляции, то нужно тщательно проверять толщину лакокрасочного покрытия на стойках. Цель осмотра – найти место сварного шва, образовавшегося из-за вварки части кузова. Последствием бокового удара будет вторичная окраска дверей, несоответствие даты производства стекол году выпуска автомобиля, нарушение равномерности зазоров.
Понять наличие аварий можно и по вторичным признакам. Например, поломанные пластиковые детали под капотом, разные даты и производители фар указывают на последствия лобового удара. Простая вторичная окраска единичных элементов не повод для паники, ремонт могли проводить для устранения небольших царапин. Вторичная окраска может иметь и заводское происхождение, в ряде случаев встречаются автомобили с полностью окрашенными два раза кузовами.
Разница дат выпуска деталей не может расходиться с датой выпуска автомобиля боле чем на 2-3 месяца. Маркировка может соответствовать предыдущему году только для машин сборки начала следующего года. На автомобилях допускается заводской микс стекол от разных производителей, хотя и с рядом нюансов. Боковые стекла могут быть одной марки, а задние форточки и лобовое стекло – другой. Если стекла в дверях изготовлены разными поставщиками и имеют отличающийся год выпуска, то скорее всего, была авария и стекла менялись.
Ходовая часть
Большинство дефектов подвески можно устранить, хотя стоимость ремонта может оказаться неприятным сюрпризом. При осмотре автомобиля нужно обратить внимание на состояние шин – неравномерный износ говорит о нарушении регулировки и возможных проблемах с подвеской. Точнее понять состояние ходовой части можно только в сервисе – место осмотра нужно выбрать заранее, не соглашаясь на предложения места проверки со стороны продавца. На подъемнике можно найти и другие проблемы – повреждения кузова, течи масла из двигателя или коробки. Проверять подвеску в ходе пробной поездки не лучшая идея, некоторые проблемы не дадут звукового сопровождения, зато проявятся через некоторое время после покупки автомобиля.
Силовой агрегат
Понять состояние двигателя и коробки по внешним признакам сложно, за исключением явных поломок (дымного выхлопа, стука при работе двигателя, рывков при переключении скоростей). Наличие следов течи масла или других технологических жидкостей может свидетельствовать о нарушении правил обслуживания, а также о большом пробеге.
Для проверки современных силовых агрегатов нужно использовать сканер, считывающий ошибки.
Роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями можно также проверить диагностикой. Нужно просто понимать – какие параметры требуется смотреть и какие значения будут критическими. Проверку лучше осуществлять в специализированном сервисе, поскольку опытный мастер сразу поймет состояние двигателя и коробки, а также даст рекомендации по дальнейшим действиям.
Системы безопасности
При авариях на автомобилях практически всегда срабатывают подушки и натяжители ремней. Следы ДТП на кузове могут быть замаскированы либо покупатель не обратит внимание на мелкие нюансы после ремонта. Проверка подушек сканером не всегда актуальна – при установке в цепь сопротивления ошибки не будет. Определить проблему можно по нестандартному покрытию панели приборов, которая разрывается при срабатывании пассажирской подушки. Следы оклейки легко видны на торцах, требуется снять боковую заглушку.
Проверить подушки в спинках передних кресел можно рукой – сработавшие картриджи легко проминаются. Также нужно обратить внимание на качество стежка – воспроизвести заводскую строчку и нить при ремонте невозможно. Для осмотра шторок требуется снять уплотнитель двери, одновременно осматривая сварные точки. Сработавшие шторки почти всегда сворачивают в трубку и заматывают скотчем. Нужно усвоить одну истину – если продавец против снятия уплотнителей для осмотра проемов, то значит, ему есть что скрывать. Нужно просто разворачиваться и идти смотреть следующий автомобиль.
Пробег
Манипуляции с пробегом являются частым способом обмана при реализации подержанных автомобилей. Причина проста – пятилетнюю машину с пробегом 40-60 тыс. км продать легче, чем такую же со 120-150 тыс. км на одометре. Первым способом проверки является изучение сервисной книжки, хотя большинство автомобилей обслуживается у дилера на протяжении первых 2-3 лет. Использование в качестве источника информации сведений из диагностических карт не имеет смысла, данные часто заносят со слов владельца.
На автомобилях с развитой электронной системой пробег пишется в память ряда блоков управления. Покупателю просто нужно знать, где и как искать требуемую информацию. Оценка пробега по косвенным признакам может быть ошибочной – интенсивность износа сидений, руля, рычага коробки и педалей зависит от множества факторов. На бюджетных машинах салон протирается к 150-200 тыс. км, а на премиальном сегменте – выглядит свежим и после 400 тыс. км.
Заключение
При осмотре подержанного автомобиля нужно быть внимательным и последовательно изучать детали, на которых могут оказаться следы ДТП. Проверка юридической чистоты несколько сложнее, хотя большинство манипуляций определяется весьма легко. Если при осмотре машины появляются малейшие сомнения, то лучше отказаться от сделки и поискать другой вариант.