Размерность шин: заблуждения и реальность

Размерность шин: заблуждения и реальность

Советы 3.02.25
Любые шины выпускаются в соответствии с международной системой стандартов. Покрышки отличаются размерностью, а также рядом дополнительных параметров. При подборе шин нужно учитывать допуски производителя автомобиля – установка покрышек с неподходящей размерностью может привести к проблемам.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


В размерности шин указываются следующие параметры:

  • ширина протектора;
  • высота профиля в % от ширины протектора;
  • тип шины (в подавляющем большинстве случаев в маркировке указана буква R – радиальная конструкция корда);
  • диаметр диска.

Рассмотрим в качестве примера распространенную покрышку для «классических» моделей ВАЗ с размерностью 175/65R13. Шина имеет ширину протектора 175 мм, высота профиля составляет 65% от 175 мм, резина рассчитана на установку на диски диаметром 13 дюймов. Иногда владельцы машин ошибочно считают, что аббревиатура R13 указывает на некий радиус колеса или диска. Это в корне неверное предположение – буква указывает на радиальную конструкцию, а цифры на диаметр диска.

Размерность шины должна соответствовать характеристикам диска. При попытке установить слишком узкую покрышку резко увеличивается риск саморазбортирования колеса – отрыва борта от обода диска. При установке слишком широкой шины ситуация аналогичная – резина испытывает повышенные нагрузки и может сорваться с диска при резком маневре.

Важно помнить, что увеличение ширины протектора приводит к повышению склонности к аквапланированию, а также ухудшает проходимость. По этой причине на зиму обычно приобретают шины с минимально разрешенной для данного автомобиля и диска шириной протектора.

Дополнительные сведения


Каждая шина имеет индексы, указывающие на допустимую нагрузку и максимальную скорость. При покупке покрышек нужно учитывать и эти параметры. В противном случае при полной загрузке шина будет работать на пределе возможностей или с перегрузкой, что приведет к ее разрушению. Для расчета оптимального индекса нагрузки нужно разделить максимальный вес машины на 4 и сделать запас не менее 15%. Такая же ситуация и с максимальной скоростью – применение шин с несоответствующим индексом скорости приводит к их разрыву. Шина должна иметь запас по скорости не менее 20-30 км/ч от максимально развиваемой автомобилем.

Направление вращения


Ряд моделей шин имеет специальный рисунок протектора, который работает только при определенном направлении вращения. На боковине таких покрышек есть стрелка, указывающая направление вращения при движении автомобиля вперед. При ошибочном монтаже протектор не будет очищаться от снега или грязи, возможно ухудшение сцепления шин с дорогой или ускоренный износ резины. На покрышках с несимметричным рисунком на внешней стороне есть надпись «outside», которую учитывают при сборке колес и установке на автомобиль.

Наличие камеры


Большинство современных шин устанавливается на диски без камеры, герметизация обеспечивается конструкцией борта. На покрышках без камер имеется надпись «Tubeless», расположенная на боковине. В теории, в случае сильного повреждения в шину можно установить камеру и продлить срок службы покрышки. Применение камеры приводит к дисбалансу, который устраняется при помощи дополнительных грузов.

Дата изготовления


На каждой шине указывается дата производства в формате неделя/год. Срок хранения покрышек зависит от производителя, в условиях заводского производства автомобилей шины не хранят более 3-6 месяцев. По стандарту шины можно хранить с соблюдением ряда условий на протяжении 5 лет, некоторые производители гарантируют сохранность резины при хранении на протяжении 10 лет. Использовать покрышки сверх допустимого срока можно с рядом оговорок, при наличии на резине трещин шины нужно менять. Нарушение правил сезонного хранения резко снижает срок службы покрышек.

Допуски


Каждый автомобиль рассчитан на использование покрышек с несколькими размерностями. При увеличении диаметра диска необходимо снижать высоту профиля, поскольку внешний диаметр колеса должен оставаться в заданных пределах. Иногда владельцы пытаются увеличить клиренс за счет использования шин с большей высотой профиля. До определенного момента такой фокус проходит безболезненно, хотя по мере увеличения профиля будет ухудшаться управляемость и меняться нагрузка на подвеску. Выигрыш клиренса в лучшем случае составит 10-15 мм, что весьма мало.

При слишком большом увеличении диаметра колеса возникают проблемы – при максимальном ходе подвески шина может задевать за арку, контакт с аркой или рычагами подвески возможен при повороте колеса. В лучшем случае резина протрет подкрылок, в худшем – сорвет крыло или лопнет после резкого контакта с кузовом или рычагами подвески. Еще одной скрытой проблемой является нарушение показаний спидометра, который рассчитан на определенный диаметр колеса.

Стремление ряда водителей использовать колесные диски с максимально возможным диаметром приводит к необходимости установки низкопрофильных шин. Ширина протектора ограничивается конструкцией арок и подвески, поэтому выбор шин по размерности ограничен. При небольшом значении профиля автомобиль становится жестким, управляемость может ухудшиться. Также низкопрофильная шина легко пробивается на неровностях дороги. При сильном ударе не исключено повреждение диска, восстановить которое удается не всегда.

Цветовая маркировка


На шине всегда есть цветовая маркировка – красные указывают на самую тяжелую часть, а желтые – на облегченную зону. Точки наносят в процессе изготовления шины и используют для ускорения сборки колес – по цветным маркерам на шине и диске корректно выставляют элементы и минимизируют вес балансировочных грузов. При сборке красную метку на шине совмещают с самой легкой зоной на диске. Цветовая маркировка на беговой дорожке используется для быстрой идентификации шины логистикой и не является индикатором износа.

Страна производства


Одна и та же модель шины может производиться на нескольких заводах с разным территориальным расположением. Поскольку требования изготовителя едины, то покрышки должны иметь одинаковое качество.

Заключение


При подборе шин проще всего пользоваться требованиями из инструкции к автомобилю или интерактивными системами, предлагающими доступные размерности покрышек по модели машины. Установка шин с недопустимой размерностью чревато повреждением кузова или подкрылков либо ухудшением условий работы подвески.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?